ПРИЕМ ПАЦИЕНТА
Ф. Найтингейл
Устройство и функции приемного отделения
При централизованной системе планировки больницы лечебные и диагностические отделения расположены в одном корпусе, там же и приемное отделение. При павильонной (децентрализованной) - приемное отделение располагают в отдельном здании или в отдельных лечебных корпусах. На базе централизованного приемника организуют справочную службу больницы.
Основной поток пациентов поступает через центральное приемное отделение. Прием инфекционных пациентов, рожениц осуществляют децентрализовано в соответствующие подразделения (инфекционное отделение, роддом) в целях соблюдения санэпидрежима. Больных, требующих неотложной помощи по жизненным показаниям, доставляют в реанимационное отделение, минуя приемное.
Планово |
экстренно |
самостоятельно |
на основании документов лечащего врача поликлиники |
по линии скорой помощи |
при острой клинической ситуации |
Приемное отделение включает:
2. Регистратуру - регистрация пациентов, оформление документации.
3. Смотровые кабинеты - осмотр пациентов дежурным врачом.
4. Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная - для оказания неотложной помощи.
5. Санпропускник - для санитарной обработки пациентов (ванна, комната для переодевания)
6. Изолятор с отдельным санузлом - для пациентов с неясным диагнозом.
7. Санузел.
2. Обследование и диагностика пациентов.
3. Санитарная обработка пациентов.
4. Квалифицированная медицинская помощь.
5. Транспортировка пациентов в лечебные отделения по профилю заболевания.
2. Оказание неотложной доврачебной помощи.
3. Выполнение врачебных назначений.
4. Приглашение при необходимости врачей-консультантов.
5. Проведение санитарной обработки пациента,
6. Термометрия.
7. Определение показателей физического состояния (пульса, АД, ЧДД, антропометрических данных).
8. Осмотр и при необходимости - про ведение противопедикулезных мероприятий.
9. Информирование центров санэпиднадзора о выявлении инфекционного или педикулезного пациента.
10. Поддержание и соблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий в различных подразделениях приемного отделения.
11. Транспортировка пациентов в лечебные отделения.
2. Статистическая карта выбывшего из стационара (форма № 066/у).
3. Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у).
4. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).
Сестра фиксирует в «Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации» паспортные данные пациента:
Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, а также кем направлен, диагноз направившего учреждения, диагноз приёмного отделения, лечебное отделение.
В «Медицинской карте стационарного больного», «Статистической карте выбывшего из стационара», «Экстренном извещении об инфекционном заболевании» сестра заполняет титульный лист.
•. фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес;
•. место работы, профессия/ должность;
•. телефон родственников, их Ф.И.О.;
•. номер страхового полиса, дату выдачи, название страховой компании;
•. пациенту в бессознательном состоянии вместо фамилии указать «неизвестный»;
•. дату и время поступления в стационар;
•. аллергические реакции;
•. вид транспортировки;
•. кем направлен пациент на госпитализацию;
•. путь госпитализации:
• по экстренным показаниям,
• плановая госпитализация;
•. диагноз направившего учреждения.
Перед санитарной обработкой медсестра осматривает пациента на педикулез, при его выявлении проводит специальную обработку.
Полная санитарная обработка включает принятие пациентом гигиенической ванны или душа. Продолжительность ванны 20-25 минут, температура воды при принятии душа (ванны) 36-37 оС.
Частичная санобработка включает обтирание, обмывание или протирание для лежачих тяжелобольных пациентов.
В лечебном отделении в последующем пациент принимает душ или ванну не реже 1 раза в неделю. Пациенты предпочитают принимать душ, так как легче его переносят.
Перед выполнением процедуры сестра:
• обеспечивает гигиенический комфорт помещения: поддерживает относительное постоянство температуры воздуха (не менее 25 ОС), отсутствие сквозняков, чистоту и порядок;
• контролирует своевременность, способ и метод обработки ванны (душа) (соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий).
1. Обработать руки, надеть перчатки.
2. Снять и поместить грязное белье пациента в специальный мешок.
3. Поставить в ванну специальное приспособление для комфортного положения сидя.
4. Положить резиновый коврик или полотенце на дно ванны/душа для обеспечения безопасности.
5. Заполнить ванну теплой водой (не менее 400С) наполовину, проверяя водным термометром.
6. Помочь пациенту погрузиться в ванну и дополнить её водой до уровня мечевидного отростка грудины. При. принятии душа помочь пациенту дойти, отрегулировать температуру воды и силу струи, помочь вымыть спину.
7. Соблюдать температурный режим (36-37 ОС) в процессе процедуры ухода за телом.
8. Спустить воду из ванны для уменьшения риска падения.
9. Помочь пациенту выйти из ванны (душа), вытереть тело, надеть чистое белье.
10. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки.
11. Зафиксировать выполнение процедуры.
1. Перед санитарной обработкой выявить потенциальные факторы риска: нарушение целостности кожных покровов, чувствительности, гиподинамию, сердечно-сосудистую недостаточность.
2. Во время купания проверить состояние кожных покровов для выявления сыпи, покраснения, повышенной сухости или нарушения целостности кожи.
3. Во время купания присутствовать и следить за состоянием пациента, его физиологическими показателями (пульсом, АД, ЧДД). В случае ухудшения (сердцебиение, головокружение! слабость, обморок) - прекратить процедуру и срочно вызвать врача.
4. По окончании процедуры про контролировать соблюдение санитарной инфекционной безопасности ванны (очистку, обеззараживание, мытье).
Последовательность действий:
1. Обработать руки, надеть перчатки.
2. Раздеть пациента, поместить грязное белье в специальный мешок.
3. Подложить клеенку (пеленку) под пациента.
4. Влажной губкой последовательно обработать:
• шею, грудь, руки, осушить полотенцем (салфеткой), при крыть их для профилактики охлаждения;
• затем живот, паховую область, спину, нижние конечности, осушить.
5. Надеть чистое белье.
6. Поместить грязное белье в специальный мешок.
7. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки. .
8. 3афиксировать выполнение процедуры.
Педикулёз, или вшивость, - специфическое паразитирование на человеке вшей, питающихся его кровью.
Каждый выявленный случай головного, платяного и смешанного педикулеза регистрируют в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (ф. 060у), и о нём передается экстренное извещение. Учету подлежат лица, у которых при осмотре выявлены вши в любой стадии развития (яйцо-гнида, личинка, взрослое насекомое).
При обнаружении лобкового педикулёза пораженного направляют в кожно-венерологический диспансер, где осуществляют регистрацию и учет лобкового педикулеза, назначают соответствующее лечение.
В качестве педикулицидов используют:
растворы - Ниттифор,
лосьоны - Малатион;
кремы - Никс, Перметрин (ниттифор);
крем-шампунь - Перметрин
эмульсии - Педилин;
жидкое мыло – « Кадимае» ;
Овоцидными свойствами в основном обладают лосьоны и эмульсии.
1. При осмотре головы особое внимание обратить на височно-затылочную область.
2. При осмотре одежды и белья особое внимание обратить на швы, складки, воротники, пояса.
3. Вши покидают лихорадящих больных и могут переползать на окружающих людей (инфекционная опасность!).
1. Надеть спецодежду (дополнительный халат, косынку, перчатки, Фартук).
2. Обеспечить место пациенту для обработки: усадить на кушетку или стул с расстеленной клеенкой.
3. Приготовить педикулицид.
4. Нанести препарат на волосы пациента.
5. Повязать голову плотно косынкой и выдержать экспозицию согласно методическим указаниям на данный препарат.
6. Смыть препарат теплой водой с шампунем.
7. Ополоснуть волосы 6% теплым раствором столового уксуса.
8. Тщательно вычесать гниды и вши частой расческой.
9. Обеззаразить предметы ухода.
10. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть и осушить руки.
11. Внести запись в медицинскую карту (на титульном листе ставят обозначение «Р»).
12. Обработать помещение.
По окончании работы белье пациента, свою спецодежду помещают в непромокаемый мешок и отправляют в дезинфекционную камеру.
Информировать службу санэпиднадзора о выявленном случае педикулеза. При необходимости проводят повторную обработку инсектицидами.
Запрещают обработку педикулицидами беременным, кормящим женщинам, людям с поврежденной кожей и детям до 5 лет, используют только механические методы уничтожения вшей и гнид путем вычесывания частым гребнем, стрижки или сбривания волос (с согласия пациента!).
• Рекомендуют кипячение нательного и постельного белья в 1-2% растворе соды в течение 15-20 минут для уничтожения вшей и гнид .
.• Проглаживают горячим утюгом через влажную ткань вещи, не подлежащие кипячению, а также используют инсектицидные мыла .
.• Применяют для дезинфекции помещений при платяном и смешанном педикулезе: 0,15% раствор карбофоса, 0,5 % водный раствор хлорофоса,