Пятница, 29.11.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Воздействие на организм сестры физической нагрузки.

В условиях стационара медсестре приходится осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».

         Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

         Удовлетворение потребности «двигаться» может быть нарушено в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремится предотвратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузкой.

         В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает ему определенный режим двигательной активности. Обеспечить выполнение назначенного режима – задача медицинской сестры.

Виды режимов  двигательной (физической) активности:

1) Строгий постельный режим - назначают пациентам в начале тяжелых острых заболеваний. Этим пациентам необходимо проведение полного комплекса мероприятий по уходу.

2) Постельный режим - характеризуется активностью, разрешается поворачиваться, присаживаться на краю кровати, опустив ноги.

3) Палатный режим - разрешают сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и даже определенное время ходить по палате. Туалет, кормление пациента и физиологические отправления осуществляются в палате.

4) Общий режим - разрешается свободная ходьба по коридору, подъем по лестнице, прогулка на территории больницы. Пациенты самостоятельно обслуживают себя.

       Нарушение пациентом режима физической (двигательной) активности, назначенного врачом, может повлечь за собой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода.

ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ ПОСТЕЛЬНОГО РЕЖИМА:

1)   Ограничить физическую активность пациента (это снизит
потребность клеток организма в кислороде, следовательно,
позволит адаптироваться к условиям гипоксии при нарушении удовлетворения потребности "дышать").

2)   Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это позволит снизить дозу необходимых обезболивающих препаратов.

3)    Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту
собраться с силами и отдохнуть.

Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и
присаживаться в постели. При назначении строгого постельного режима удовлетворение всех основных потребностей значительно нарушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении \ специальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения целого ряда проблем.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПАЦИЕНТА:

·         риск появления пролежней,

·         риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких),

·         риск нарушения мочевыделения (образования  камней в почках и инфицирования мочевых путей),

·         риск  запоров,

·         риск снижения аппетита,

·         риск изменений в опорно-двигательном  аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц),

·         риск  травмы в результате падения,

·         риск  нарушения сна,

·         риск  дефицита личной гигиены,

·         риск  дефицита общения.

ЗАПОМНИТЕ!

Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста.

         При любом из назначенных режимов двигательной активности  медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворения его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра может:

·        выполнить необходимые действия за пациента;

·        обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей, то есть - новому образу жизни; .

·        создать условия для того, чтобы пациент мог самостоятельно удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адаптации, высокого качества жизни в болезни.

       Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При  улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назначенный ему двигательный режим, и задача медсестры - адаптировать пациента к этому более активному режиму.

 

БИОМЕХАНИКА

БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического  движения в живых системах.

        В самом широком смысле к живым системам в биомеханике относятся:

·        целостные системы, например - человек;

·        его органы и ткани;

·        объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей.

Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы. 

       БИОМЕХАНИКА В МЕДИЦИНЕ изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.

       Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохрани  РАВНОВЕСИЕ.

       Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела - определенное отношение ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ТЕЛА К ПЛОЩАДИ ОПОРЫ.  Площадь опоры человека в положении «стоя» ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находтся на уровне второго крестцового позвонка.

Правило первое:

Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.

Правило второе:

Равновесие станет более  устойчивым, если увеличить площадь опоры. Стоя площадь опоры может легко быть расширена разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.

Правило третье:

Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается  ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять).

Правило четвертое:

Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная ОСАНКА, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей:

·        плечи и бедра в одной плоскости,

·        спина прямая,

·        суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении  шадя позвоночник и мышцы спины.

Правило пятое:

Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести. Избегайте резких движений!

Правило шестое:

Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом ее там, где это возможно.

Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы).

       При этом появляются "шум в ушах", головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).

  У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: ДЛИТЕЛЬНОМ СДАВЛЕНИИ мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента. Такие травмы называются ПРОЛЕЖНЯМИ.

      Чтобы предотвратить травмы у пациента с ограниченной двигательной активностью, соблюдайте следующие правила:

1) Объясните пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оцените возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объясните, каких действий Вы ожидаете от пациента во время ее выполнения.

2) Пациента легче и безопаснее "перекатить", чем переместить, приподнимая его над поверхностью кровати.

3) Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено.

4) Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, если руки пациента будут на шее или талии медсестры, либо сложены на груди . Если возможно, медсестре лучше воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей.

5) Чем меньше трение между телом пациента и постелью, тем меньше усилий потребуется медсестре для выполнения перемещения: это предотвратит травмы позвоночника у медсестры.

6) Если пациент не в состоянии Вам помочь осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге.  Вдвоем или втроем осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий.

       Избежать образования пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образования камней в почках и др.) у обездвиженного пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели.   Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.

       Чтобы придать пациенту удобное, физиологичное положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов и растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопролежневым матрацем и специальные приспособления. К ним относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп предотвращающие подошвенное сгибание.

Существуют следующие положения пациента в постели:

1) Положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати.

2) Положение "на спине".

3) Положение "на животе".

4) Положение "на боку".

5) Положение Симса (промежуточное между положением "лежа"на боку" и "лежа на животе").

Прежде чем перемещать пациента, ответьте на вопросы:

1.   Какова цель перемещения?

2.    Каково состояние пациента?

Какова масса  пациента ?

2.    Какие вспомогательные средства у вас есть?

3.    Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько  человек  должно в нем участвовать?

4.    Кто выполняет роль лидера ( если в передвижении заняты два и более человек )?

5.     Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола, наличие  посторонних предметов на полу, стоящих на пути передвижения)?

Правильное положение ног .

·         Встать в положение -ноги врозь ,соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения .

·        Одну ногу поставить рядом с пациентом ,чтобы принять массу его тела в начале перемещения .

·     Другая нога находится в направлении движения и готова принять массу тела пациента.

Если приходится поднимать пациента с пола, его тело должно находиться между ногами сестры. присевшей на корточки в начале подъема.

Никогда не поднимайте пациента с боку от себя, так как при этом значительно изгибается позвоночник!

Положение пациента

·        Прежде чем перемещать пациента. нужно придать ему удобное положение.

Положение рук медсестёр

·        Выбранный способ удержания при перемещении зависит от  наличия болезненных участков у пациента.

Положение спины и позвоночника медсестры
          Спина-прямая

·        Плечи  - в одной плоскости с тазом

·        При поднятии пациента одной рукой - другая (свободная)поддерживает
равновесие.

работа в бригаде

·        Роль лидера выполняет - один человек

·        Действия членов бригады должны быть согласованы

·        Самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжёлую часть тела пациента-таз и бёдра пациента.

ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ  ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ:

1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря.

2) Вымыть  руки, надеть перчатки.

3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если  необходимо, воспользоваться помощью коллег.

4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать ее удобный уровень: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра.

(Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.

5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати (это предотвратит вероятность удара пациента головой в спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции).

6) Уложить пациента на спину.

7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение. (Таблица № 1)

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ  (Таблица № 1)

В одиночку

Вдвоем

Манипуляция выполняется путем неоднократного повторения следующих действий:

I –й способ

а) Встать у ножного конца кровати. Приподняв, переместить ноги к головному концу,  слегка согнув их в коленях.

б) Встать на уровне ягодиц. Просунув одну руку под спину, а другую – под бедра пациента, приподняв и немного переместить в сторону головного конца кровати (по диагонали!) или к краю кровати.

в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить его  противоположное от себя плечо пациента. Другую руку поместить под верхнюю часть тела к изголовью или краю кровати.

Действия повторять, пока не будет достигнут необходимый результат.

 

 

 

I –й способ

а) Одна медсестра встает у головного конца кровати. Руку, находящуюся ближе к изголовью, подводит под шею, и поддерживает противоположное плечо пациента. Другой рукой поддерживает его сложенные на груди руки.

б) Другая медсестра встает с той же стороны кровати на уровне ягодиц пациента. Подводит  руки под его поясницу и бедра.

в) На счет «три» - медсестры одновременно приподнимают и перемещают пациента к изголовью или краю кровати.

Если необходимо – действия повторить.

II –й способ

Используется, если пациент в состоянии Вам помочь.

а) Встать лицом  к пациенту у головного конца кровати.

б) Объяснить и обсудить с пациентом план совместных действий .

в) Подведя одну руку под шею, снизу обхватить противоположное от себя плечо пациента. Другой рукой снизу обхватить ближайшее плечо.

г) На счет «три» - приподнять и переместить пациента в то время, как он, сделав выдох, оттолкнется пятками от постели.

 

 

 

 

II –й способ

Используется, если пациент в состоянии Вам помочь.

а) Медсестры встают лицом к изголовью по разные стороны кровати. Каждая  подводит одну руку под плечо, другую – под бедро пациента со своей стороны.

б) Просят пациента согнуть шею, прижав подбородок к груди; руки – прижать к груди.

в) На  счет «три»-  приподнять пациента одновременно с тем, как он сделав вдох, оттолкнется от постели, и переместить к изголовью.

Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов.

8) Уложить пациента в одно из физиологичных положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы:

·        суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей);

·        предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами;

·        обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание" (См. таблицу № 2).

9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо.

10) Снять перчатки, вымыть руки.

 

РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ (таблица  № 2)

Укладывать пациента на живот из положения «на спине» необходимо с использованием метода «перекатывания» для этого:

- разогните руку пациента;

- прижмите ее к туловищу по всей длине;

- приложите кисть этой руки под бедро;

- «перевалите» его через эту руку, подтянув на себя, на живот.

Подобным образом можно вернуть его из положения «на животе» на спину.

 

 

RSS

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz