Структура методической разработки.
Тема: Философия в сестринском деле.
1. Цели занятия:
Обучающая: познакомить с понятием биоэтики и её проблемами. Изучить права пациента и медицинской сестры, морально – этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения, изложенные в этическом кодексе медицинской сестры России.
Развивающая: развитие чувства долга, ответственности перед обществом и понимания необходимости и сущности возникновения сестринской философии.
Воспитательная: формирование ответственности, любви, гордости за свою профессию, уважение прав и достоинств человека.
Студент должен знать:
- способы реализации сестринского ухода;
3. Тип занятия – теоретическое
4. Время – 90 минут
5. Место проведения занятия – учебный кабинет
6. Методы обучения:
1. Репродуктивные:
- словесные (рассказ, объяснение, инструктаж)
- наглядные: метод иллюстраций (показ плакатов, таблиц, схем),
- демонстрационный.
- практический.
2. Алгоритмический (работа по набору правил).
3. Самостоятельная работа студентов (с методическими указаниями,
зарисовка схем, отработка манипуляций)
4. Проблемно-поисковый;
- решение проблемных и ситуационных задач).
7. Междисциплинарные связи
Обеспечивающие: Психология общения:
Тема: Межличностное взаимодействие
Тема: Эмоции и чувства
Тема: Слушание
Тема: Этапы коммуникативного процесса
Тема: Помехи в общении
Тема: Актуализированное общение
Обеспечиваемые:
ПМ 01. «Диагностическая деятельность»
ПМ 02. «Лечебная деятельность»
ПМ 04. «Профилактическая деятельность»
8. Внутридисциплинарные связи:
Тема: Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле
Тема: Сестринский процесс. Документация сестринского процесса.
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
П.К.4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
9. Средства обучения:
Учебное пособие, конспект, ситуационные задачи, методическая разработка для преподавателя, тестовые задания.
10. Библиографический список для преподавателя:
1. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /
под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. стр. 27-31
2. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела»
практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 24-27
3. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и
практика г. Ростов - на- Дону, 2015г. Стр. 37-62
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под общей редакцией
А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.86-112
11. Библиографический список для студентов:
1. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела»
практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 24-27
2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и
практика, г. Ростов - на- Дону, 2008г. Стр. 37-62
3. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /
под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. Стр27-31
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под общей редакцией
А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.86-112
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Содержание занятия |
Время |
Методические указания |
1. |
Организационный момент |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью проверки готовности аудитории и студентов к занятию(наличие формы одежды), выявить отсутствующих. Преподаватель называет тему и цели занятия |
2. |
Мотивация учебной деятельности
|
5мин |
Этот этап проводится с целью активизации познавательной деятельности студентов. Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности студентов (Приложение № 1) |
3. |
Актуализация опорных знаний:по теме «Философия сестринского дела» : 1. Основные понятия философии сестринского дела. 2.Определение понятий: · сестринское дело; · здоровье (ВОЗ, Голицыно); · пациент; · сестра; · окружающая среда. 3.Основные принципы философии сестринского дела 4.Задачи сестринского дела. 5.Функции сестринского дела. 6.Этические элементы философии сестринского дела: · обязанности; · ценности; · добродетели. 7.Задачи сестринского |
20 мин. |
Этот этап проводится с целью контроля знаний студентов по теме: «Философия сестринского дела»
Студентам предлагается устно ответить на вопросы.
(Приложение № 2) |
4. |
Формирование новых знаний по теме «Философия сестринского дела. Биоэтика» : 1. Понятие термина «деонтология». 2. Понятие термина «биоэтика». 3. Основные принципы биоэтики. 4. Проблемы биоэтики. 5. Особенности сестринской этики. 6. Типы сестер по Харди. Основные принципы взаимоотношений медсестры с врачом 7.Права пациента. 8.Виды ответственности медицинских работников. (Приложение №3, 4,5,6) |
30 мин. |
Преподаватель акцентирует внимание студентов на том что Философия - уровень мировоззрения человека, положение человека в мире, отношения между человеком и миром. Биоэтика - это наука об этических, биомедицинских исследованиях и их практическом применении. Этические принципы - норма поведения и средство самоуправления в профессиональной деятельности медсестры. Профессия накладывает свой определенный психологический отпечаток на личность медика. Сестра-рутинер - она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип), - такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль. Тип «нервной» сестры - эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная. |
5. |
Закрепление нового материала1.Осмысление и систематизация полученных знаний (Приложение № 7,8,9) |
20 мин |
Закрепление материала осуществляется с помощью повторения. |
6. |
Подведение итогов |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью анализа работы студентов на занятии. Преподаватель оценивает работу студентов, комментируя результаты. Подводится итог всего занятия: достигнуты ли поставленные цели занятия. |
7. |
Задание на дом Написание мини-сочинения на тему «Благо больного –высший закон». Учебное пособие Т.П.Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 24-27 |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью совершенствования знаний студентов. Преподаватель дает домашнее задание согласно рабочей программы ПМ 04 |
Приложение № 1
Мотивация учебной деятельности
Философия - это окно в сердце, разум и душу.
Это путеводная звезда, идеал, к которому
надо стремиться.
Марша Фаулер,
профессор философии
и сестринского дела
Философия сестринского дела - это взгляд медсестры на профессию, ее роль и место в СД. Центром этого мировоззрения является человек: больной, здоровый или умирающий. Сущность философии сестринского дела лежит в основе профессиональной деятельности медсестры, ее общения с пациентом.
Основные принципы Философии СД: уважение к жизни, достоинству, правам человека.
Этические принципы - норма поведения и средство самоуправления в профессиональной деятельности медсестры.
Приложение № 2
Контрольные вопросы по теме: «Философии сестринского дела»
Индивидуальный опрос:
1. 1. Основные понятия философии сестринского дела.
2. Определение понятий:
· сестринское дело;
· здоровье (ВОЗ, Голицыно);
· пациент;
· сестра;
· окружающая среда.
3. Основные принципы философии сестринского дела
4. Миссия сестринского дела.
5. Задачи сестринского дела.
6. Сестринское дело и общество.
7. Функции сестринского дела.
8. Этические элементы философии сестринского дела:
· обязанности;
· ценности;
· добродетели.
9. Причины, тормозящие развитие сестринского дела в России.
10. Задачи сестринского дела.
Приложение № 3
Учебная информация
Иногда вылечить,
часто - облегчить,
всегда - успокоить.
А. Парз
Греческое слово этика - «ethos» - означает обычай, нрав, правила. Это название новой науке, объектом которой служат мораль и нравственность, впервые дал Аристотель.
Этика - это наука о морали - совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенном промежутке времени.
Область этических вопросов в современной медицине обозначают терминами: «медицинская этика», «врачебная этика », « биоэтика » , «биомедицинская этика », « медицинская деонтология ».
С именем Гиппократа связано первое представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача.
Основные принципы знаменитой «Клятвы» Гиппократа: (Приложение № 5)
1) уважение к жизни;
2) непричинение вреда больному;
3) уважение личности больного;
4) врачебная тайна;
5) уважение к профессии.
Этика неразрывно связана с деонтологией. Термин «деонтология» был введен английским философом, журналистом Джерми Бентамом (1748-1832 гг.), который определил понятие «деонтология» как науку о должном профессиональном поведении человека.
В медицинском понимании деонтология - это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медиками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе.
И так, медицинская этика определяет моральные, а медицинская деонтология - профессиональные отношения в рамках между медиками, пациентами и родственниками.
Биоэтика в широком смысле слова - это наука об этических, биомедицинских исследованиях и их практическом применении.
Биоэтика- как и медицинская этика - наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, но в условиях использования новых медицинских технологий.
Сегодня медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем как проблем, прежде всего, этического и нравственного характера.
Основные проблемы биоэтики
1. Новые репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство), вопросы аборта, стерилизации. В нашей стране добровольная стерилизация мужчин и женщин официально разрешена с 1993 года.
2. Эвтаназия - в переводе с греческого означает «хорошая». «легкая» или «благая» смерть. В России эвтаназия запрещена законом. В настоящее время под эвтаназией понимают преднамеренное прерывание жизни неизлечимо больного пациента с целью прекращения его страданий или медицинскую помощь, носящую паллиативный характер.
3. Трансплантация органов и тканей (донорство крови, вопросы пересадки от живого донора и трупа).
4. Геномика, клонирование, применение генетически модифицированных пищевых продуктов. В нашей стране выведена овца, в молоке которой содержится химозин фермент, использующийся в производстве сыра; успешно прошли испытания на животных первые овощи-вакцины против гепатита В и ВИЧ.
5. Врач и права больного.
6. Охрана медиками частной жизни пациента.
Основные принципы биоэтики
1. Принцип гуманности (гуманность - интересы личности выше интересов всего остального), уважения человеческого достоинства личности.
2. Принцип уважения моральной автономии личности.
3. Принцип благодеяния: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного», - отражен в Клятве Гиппократа; «Спешите делать добро» это духовное завещание врача-гуманиста Ф.П. Гааза (1780- 1853 гг.), который следовал этому принципу всю свою жизнь.
4. Принцип справедливости.
Профессия накладывает свой определенный психологический отпечаток на личность медика. По определению психологов, впечатление о человеке формируется в течение первых 18 секунд знакомства! При первом контакте с медсестрой у пациента должно возникнуть чувство доверия к персоналу этого лечебного учреждения. Именно сестра, находясь ближе к пациенту, создает атмосферу доброжелательности, настрой и веру в положительный (или благоприятный) прогноз и исход заболевания. Личные качества медсестры - любовь к людям, способность к состраданию, доброта, собранность, требовательность к себе. Сострадание к чужой боли!
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди (1983), выделил 6 типов медицинских сестер. В основе типологии сестер не только особенности психоэмоционального склада, но и отношение к работе, пациентам. Данная классификация несколько утрирована, но она помогает взглянуть на деятельность сестры «глазами пациентов.
1. Сестра-рутинер - она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.
2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип), - такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственностъ, открытость и появляются наигранность, искусственность.
3. Тип «нервной» сестры - эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.
4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность - больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.
5. Сестра материнского типа - выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры –неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах - жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка», Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.
6. Сестра-специалист - сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.
Особенности сестринской этики
1. Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства.
1. Эмпатия (от англ. empathy) - вчувстование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь). Быть в состоянии эмпатии - значит на какое-то время войти в мир другого, но в любой момент вернуться. Если такая способность теряется, то самой медсестре необходима медицинская помощь. То есть медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями.
2. Доброжелательность, выражение лица, приветливость - составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура - культура поведения, общения и внешнего вида.
3. Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.
4. Уважение закона.
5. Уважение прав пациента - медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.
6. Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.
7. Свобода выбора (выбирать должен не только пациент).
8. Ответственность за свой труд.
9. Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания - в рамках компетенции - должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.
10. Принцип информированного согласия - любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении. На основании полученных сведений пациент самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях.
11. Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.
12. Свершение благодеяний. Благодеяние – моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна - заплатившие жизнью за свои благодеяния.
Основные принципы взаимоотношения сестры с врачом
1. Врач и медсестра - это два союзника.
2. Единая тактика в лечении.
3. Медсестра всегда присутствует на обходах.
4. Строгое соблюдение субординации.
5. Устранение «недоделок.
6. Правильное оформление документации.
7. Обоснованный подход к назначениям.
8. Поддержка авторитета врача.
9. Своевременное информирование врача о вопросах пациента.
Субординация – система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость, ведут к развалу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном итоге значительно ухудшает работу лечебного учреждения.
Профессиональная тайна – это понятие упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа, - а именно неразглашение сведений о больном. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются пациенту и его родственникам только самим врачом (это его компетенция) или с его разрешения медсестрой. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить, как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и т.д.). Медсестра должна объяснить цель назначенных процедур, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупредить о негативных последствиях такого шага. Кроме того, медсестра должна ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо использовать жизненные ценности пациента.
Болезни, патологические состояния, вызванные какими-либо профессиональными действиями врача, называют ятрогенными (ятрогении), сестры - соррогенными (соррогении).
Эгогения – это влияние пациента на самого себя, эгрогения – влияние пациентов друг на друга.
Типы пациентов с неадекватным отношением к болезни
Тревожный – (вечно волнующийся) пациент - отличается повышенной тревожностью по любому поводу , робкий, не уверенный в себе человек. Медсестре желательно быть предельно точной, внимательной к своим словам и выражениям.
Подозрительный пациент – угрюмый, настороженный и подозрительный по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом.
Демонстративный пациент – нуждается в постоянном внимании, требует к себе особого отношения, пытается произвести впечатление, преувеличивает сложность своего заболевания, выставляет на показ близким и окружающим свои страдания, переживания, испытывая постоянную потребность в признании. Медсестре желательно поддерживать «Героизм» такого пациента.
Депрессивный пациент - подавлен, удручен болезнью, не верит в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг. В работе с такими пациентами обязательно участие психолога.
Ипохондрический пациент - чрезвычайно внимателен к своему здоровью, сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, интересуется результатами всех исследований, читает специальную медицинскую литературу. Медперсоналу с такими больными нужно вести себя крайне осторожно.
В 1997 году Ассоциацией медсестер был разработан и принят «Этический кодекс медицинской сестры России». Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Кодекс определен на основе "Устава ВОЗ (1946 г.), «Этического кодекса медицинских сестер» Международного совета медицинских сестер. (Приложение № 6 )
Приложение № 4
ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В СВЯЗИ С ВОЗРАСТОМ
Очень важно учитывать при общении возраст больных. Если это дети, они тяжело переносят разрыв с матерью, отрыв от привычной обстановки, не осознают боль, не умеют формулировать жалобы, лечебные и диагностические процедуры их пугают. Проявляются очень четко дефекты характера и воспитания: если ребенок капризный, то кричит и капризничает еще больше, если тихий – замыкается в себе, боязливый постоянно всего боится и т.д. В этих условиях матери должно быть разрешено посещение. После ее ухода нужно отвлечь ребенка, почитать ему, поиграть а ним, заняться рисованием, лепкой и т.д. Боится манипуляций – отвлечь внимание. Самое главное – доверие ребенка к медсестре.
У подростка происходит самоутверждение личности, отсюда бравада, резкость, притязания на взрослость, пренебрежительно отношение к болезни. Здесь также нужно очень большое терпение, выдержка, уважение, умение найти подход, возможно подчеркнуть отношение как ко взрослому.
С пациентами работоспособного возраста все зависит от личностных качеств пациента, от того, как он воспринимает болезнь, как относится к персоналу, тут особенно важны доверие и контакт.
Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно чувства одиночества: «жизнь уже прошла» - это доминанта их мыслей. Нарастает беспомощность, снижается слух, зрение, двигаться все трудней, ухудшается память, усиливается обидчивость,ранимость. С потерей возможности самообслуживания происходит ослабление мотивации к лечению и выздоровлению. Медсестра должна согреть пожилого человека, побеседовать с родственниками, с самим пациентом, найти то, что еще интересует в жизни (жизненные ценности), и на этом строить мотивацию на выздоровление.
Приложение № 5
Клятва Гиппократа (V – IV вв. до н.э.)
«Клянусь Апполоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панаксеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обстоятельство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но и никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего немереного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и с мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении – а также без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена: преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное зло».
Приложение № 5
Обязательство Флоренс Найтингейл.
«Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии.
Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.
С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей работе».
Приложение № 7
Контрольные вопросы:
1. Понятие термина «деонтология».
2. Понятие термина «биоэтика».
3. Основные принципы биоэтики.
4. Проблемы биоэтики.
5. Особенности сестринской этики.
6. Типы сестер по Харди.
7. Основные принципы взаимоотношений медсестры с врачом.
Приложение № 8
Тестовые задания
Выберите один правильный ответ
Вариант 1
1.Понятия этики и деонтологии не применимы в любой сфере профессиональной деятельности
а) да
б) нет
2.Забота о пациентах – жизненное призвание сестры ________________ типа.
3. Впервые сформулировал морально-этические нормы профессии врача:
а) Гиппократ
б) Аристотель
в) Авиценна
г) Парацельс
4. Наиболее характерная черта сестры-рутинера - _________________ выполнение своих обязанностей.
5. Главный этический принцип ______________________.
6. «Нервная медсестра» - эмоционально лабильная личность, склонная к невротическим реакциям
а) да
б) нет
7. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения людей называется _______________.
8. Наука, изучающая профессиональные отношения людей называется ___________________.
9. Соблюдение правил ________________ культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности.
10. В случае, если выполнить желание или просьбу пациента невозможно, надо найти правильную и вежливую форму _ ________________.
Вариант 2
1. Наука, изучающая моральные, нравственные отношения людей называется _______________.
2. Наука, изучающая профессиональные отношения людей называется ___________________.
3. Впервые сформулировал морально-этические нормы профессии врача:
а) Гиппократ
б) Аристотель
в) Авиценна
г) Парацельс
4. Главный этический принцип ______________________.
5. Понятия этики и деонтологии не применимы в любой сфере профессиональной деятельности
а) да
б) нет
6. «Нервная медсестра» - эмоционально лабильная личность, склонная к невротическим реакциям
а) да
б) нет
7. Неразглашение сведений о пациенте называется врачебной тайной
а) да
б) нет
8. Соблюдение правил ________________ культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности.
9. Наиболее характерная черта сестры-рутинера - _________________ выполнение своих обязанностей.
10. Соблюдение правил _________________ культуры поведения: благополучность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.
Эталон ответов:
Вариант 1 Вариант 2
1. б) 1. Этика
2. Материнского 2. Деонтология
3. а) 3. а)
4. Механического 4. НЕ НАВРЕДИ!
5. НЕ НАВРЕДИ! 5. б)
6. а) 6. а)
7. Этика 7. а)
8. Деонтология 8. об