Организация работы лечебных учреждений
Здравоохранение – совокупность государственных и общественных мер социально-экономического медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Меры по охране здоровья строятся на принципах профилактики, общедоступности медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, неразрывной связи медицинской науки и практики здравоохранения, активного участия государства и общественности в деле здоровья населения.
Выделяют три основных компонента здравоохранения.
1. Лечебно-профилактическая помощь.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны: вопросы предупреждения эпидемий инфекционных болезней, санитарный надзор за качеством питьевой воды,
продуктов питания, атмосферного воздуха и др.
3. Укрепление здоровья населения: формирование здорового образа жизни, оздоровление условий труда и быта людей.
Основные компоненты и принципы отечественного практического здравоохранения
Основными принципами отечественного практического здравоохранения являются профилактика и соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья.
Первый принцип, приоритетный, – профилактическое направление здравоохранения. Под профилактикой понимают систему социально-экономических, социально-гигиенических и специфических медицинских мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости и продление жизни людей.
Профилактику осуществляют по следующим направлениям:
• предупреждение заболеваний;
• устранение причин возникновения заболеваний;
• санитарно-гигиенический контроль (соблюдение гигиенических норм, соблюдение санитарного законодательства);
• санитарное просвещение, воспитание здорового образа жизни;
• диспансеризация населения;
• сохранение участкового принципа в работе лечебных учреждений;
осуществление профилактической деятельности службы врачей общей практики.
Профилактика бывает трёх видов: первичная, вторичная и третичная. Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, предупреждающих ухудшение состояния здоровья и заболевания людей, а также направленных на выявление ранних и скрытых форм заболеваний. Вторичная профилактика связана с комплексом медицинских мероприятий, направленных на предупреждение обострений уже выявленных заболеваний. Третичная профилактика направлена на предупреждение прогрессирования заболеваний и развития их осложнений.
Второй принцип – соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья, реализующихся по нескольким направлениям:
права граждан при оказании медико-социальной помощи;
обязанности и права медицинских и фармацевтических работников;
ответственность за причинение вреда здоровью;
доступность медицинской помощи;
социальная защищённость (система обязательного медицинского страхования - Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1994));
ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В современном мире наблюдают различные сочетания частной медицинской практики, государственного и частного страхования (страховое здравоохранение, или страховая медицина), бюджетного финансирования здравоохранения (государственное здравоохранение).
Реформа здравоохранения Российской Федерации и введение медицинского страхования граждан начались в 1993 г. с утверждения «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
В Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (Конституция Российской Федерации, ст. 41). Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны
Виды медицинской помощи
В соответствии с квалификационной характеристикой медицинской профессии все виды медицинской помощи в зависимости от места и условий, где эта помощь оказывается, от особенностей организации и квалификации специалиста подразделяются на следующие разновидности.
1. Первая медицинская помощь: самопомощь, взаимопомощь, помощь санинструктора, помощь специально обученных представителей ряда «социальных» профессий (так называемых парамедиков) – милиционера (полицейского), пожарного, стюардессы и др.
Доврачебная (фельдшерская) помощь: оказывается средним медицинским персоналом.
Первая врачебная помощь – простейшие врачебные лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия.
Квалифицированная медицинская помощь – сложные врачебные манипуляции терапевтического или хирургического профиля, осуществляемые врачом-специалистом: терапевтом, хирургом, педиатром и др.
Специализированная медицинская помощь – помощь «узких» специалистов (кардиолога, аритмолога, пульмонолога, эндокринолога и др.) в специально предназначенных для этих целей лечебных учреждениях.
Типы лечебных учреждений
Структура учреждений здравоохранения в Российской Федерации предусматривает несколько основных направлений, среди которых ведущее место занимает лечебно-профилактическая сеть (табл. 1-1).
Таблица 1-1. Структура учреждений здравоохранения Российской Федерации
Лечебные учреждения обеспечивают населению медицинскую помощь по месту жительства (территориальные лечебные учреждения) и месту работы (лечебные учреждения организаций и предприятий).
Медицинская помощь может осуществляться на различных этапах:
амбулаторная(внебольничная)помощь–поликлиники, поликлинические отделения больниц и диспансеров, амбулатории, медсанчасти и здравпункты, станции скорой медицинской
помощи, женские консультации;
стационарная медицинская помощь (её оказывают больным, которым необходимы систематическое наблюдение, сложные методы обследования и лечения) – больницы, госпитали, сана-
тории и др.
Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь
Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь (лат. ambulatorius – подвижной, ходячий; греч. polis – город, klinike – искусство врачевания, уход за лежачими больными) осуществляется вне больничных условий.
В настоящее время около 80% больных обеспечиваются медицинской помощью в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Амбулаторно-поликлиническое звено (так называемая зона первого контакта) предусматривает обследование и лечение пациентов на приёме в поликлинике и при необходимости в домашних условиях, а также диспансеризацию (наблюдение за здоровьем) населения. Принцип работы амбулаторно-поликлинического звена – территориально-участковый (основной структурный элемент амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения – территориальный терапевтический участок), что подразумевает постоянное закрепление за участковым врачом-терапевтом и медсестрой (медбратом) определённого количества жителей соответствующего участка.
Целями и задачами амбулаторно-поликлинического звена являются следующие:
• Квалифицированная медицинская помощь в поликлинике и на дому.
• Диспансеризация.
• Профилактические мероприятия (снижение заболеваемости, инвалидности и смертности).
• Экспертиза временной нетрудоспособности.
• Санитарно-гигиеническое воспитание населения.
• Пропаганда здорового образа жизни.
Выделяют несколько основных типов амбулаторно-поликлинических учреждений.
Поликлиника (греч. polis – город, klinike – искусство врачевания) – городское многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь, в том числе специализированную, приходящим больным, а также больным на дому, осуществляют комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и профилактике заболеваний. Поликлиника – самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение городского типа, также она может входить в состав медсанчасти или объединённой больницы. В поликлинике проводят приём больных врачи всех специальностей. Имеются лабораторные, диагностические и лечебные кабинеты. Больные, которые не могут прийти в поликлинику, вызывают врача и дома получают квалифицированную помощь, а в случае необходимости их госпитализируют. Поликлиника выполняет работу по выявлению больных, оказанию медицинской помощи, изучению заболеваемости, проведению профилактических осмотров. В поликлиниках имеются также кабинеты доврачебного приёма, где медицинская сестра измеряет больным температуру тела и артериальное давление (АД).
Амбулатория (лат. ambulatorius – подвижной, ходячий) – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению небольшого посёлка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка. В сельской местности амбулаторную помощь могут оказывать фельдшерско-акушерские пункты, которые выступают основной структурной единицей сельского здравоохранения. Участковый принцип работы позволяет активно выявлять больных, оказывать им квалифицированную медицинскую помощь, изучать заболеваемость, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу.
Амбулатория отличается от поликлиники определённой ограниченностью оказываемой медицинской помощи и небольшой численностью персонала (а также количеством обслуживаемых пациентов). Как правило, амбулатория находится в сельской местности и обеспечивает обслуживание населения необходимым минимальным числом специалистов (не более пяти) – терапевтом, хирургом, акушером-гинекологом и педиатром.
Медсанчасти оказывают медицинскую помощь на крупных промышленных предприятиях. В их состав могут входить стационар, поликлиника, здравпункт и профилакторий.
Здравпункт – подразделение медсанчасти или поликлиники, организуемое на промышленных предприятиях, стройках, в высших и средних учебных заведениях, училищах. Наряду с оказанием первой медицинской помощи при травмах, внезапных заболеваниях и отравлениях здравпункт осуществляет плановые санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия для предупреждения и снижения заболеваемости. Врачебный здравпункт возглавляет врач, фельдшерский здравпункт – фельдшер или медицинская сестра.
Женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляют лечение и профилактику гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными. Средний медицинский работник – акушерка – оказывает помощь врачу при приёме, ведёт патронаж беременных, обучает их уходу за новорождёнными и личной гигиене. Акушерка выполняет назначения врача и проводит санитарно-просветительную работу.
Станции скорой медицинской помощи обеспечивают население медицинской помощью в неотложных ситуациях, работая круглосуточно. Бригаду может возглавлять фельдшер, который самостоятельно выезжает на вызовы, оказывает первую помощь и госпитализирует больных. Специализированную медицинскую помощь, требующую более высокой квалификации, оказывает бригада, возглавляемая врачом, а фельдшер помогает ему в оказании помощи и транспортировке больных. Многие станции скорой медицинской помощи имеют автомашины с современной аппаратурой, что позволяет оказывать экстренную высококвалифицированную и специализированную помощь и проводить реанимационные мероприятия на дому и по пути в стационар.
Историческая справка
• 1089 г. - Киевская Русь: больницы при церквях стали осуществлять безвозмездное врачевание.
• 1581 г. - Иван Грозный учредил Царёву (Придворную) аптеку.
• 1620 г. – организованы первые «светские» амбулатории.
• 1738 г. - при главной аптеке Санкт-Петербурга создана первая в Европе бесплатная амбулатория для бедных.
• 1804 г. – дисциплина «Поликлиническое дело» введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов.
• 1880-е гг. – земская реформа расширила медицинскую помощь населению участковым обслуживанием, разъездной врачебной и фельдшерской помощью.
• 1920-е гг. - создание на промышленных предприятиях пунктов медицинской помощи, амбулаторий, стационаров.
• 1950-е гг. - диспансеризация сельского населения.
• 1961-1983 гг. - всеобщая диспансеризация населения.
Дополнительно следует указать, что современное отечественное здравоохранение уделяет большое внимание службе семейного врача (врача общей практики) как перспективному звену в оказании первичной медико-санитарной помощи. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №237 (от 26 августа 1992 г.) предусмотрено создание специальных врачебных офисов (помещений) семейной медицины, оборудованных современной диагностической аппаратурой, и регламентирован штат сотрудников такого офиса семейной медицины (семейный врач и три средних медицинских работника, в том числе лаборант и фельдшер). Фактически врач общей практики выступает правопреемником участкового терапевта.
Стационарная медицинская помощь
Если состояние пациента требует систематического наблюдения, применения сложных диагностических и лечебных процедур, специализированной медицинской помощи, его направляют в лечебное учреждение стационарного типа.
Стационар (лат. stationarius – стоящий, неподвижный) – структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения (больницы, медсанчасти, диспансера), предназначенное для обследования и лечения больных в условиях круглосуточного (за исключением дневного стационара) их пребывания в данном учреждении под наблюдением медицинского персонала.
Историческая справка
• Со времён крещения Руси - организация больниц при монастырях.
• XVI век - разработано законодательство о больницах, организована первая гражданская больница в Москве (1632), формируются военные госпитали.
• XVIII век - Петр I издал указ о строительстве больниц; построен крупнейший в России стационар.
• 1880-е гг. - земская реформа впервые в мире внедрила больничное обслуживание населения, дала начало развитию промышленной (фабрично-заводской) медицины.
В настоящее время целями и задачами стационарного звена выступают следующие:
Диагностика и лечение заболеваний.
Неотложная помощь.
Реабилитация больных.
Профилактика заболеваний.
Научно-исследовательская деятельность.
Учебная деятельность (подготовка медицинского персонала).
Существует несколько видов стационарных учреждений.
Дневной стационар – промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. Это стационарозамещающая форма организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения, предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных, диагностических и профилактических мероприятий в дневное время.
Историческая справка
1930 г. - впервые в России открыт дневной стационар в Московской психоневрологической больнице им. П.Б. Ганнушкина. Позже созданы психоневрологические и противотуберкулёзные дневные стационары при соответствующих диспансерах.
Диспансер (лат. dispense– распределять) – особое специализированное лечебно-профилактическое учреждение, работающее по диспансерному методу. Диспансер предназначен для активного раннего выявления и учёта больных с определёнными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и её причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы. Таким образом, диспансер – самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определённому контингенту больных. В настоящее время в системе отечественного здравоохранения предусмотрены следующие виды диспансеров: кардиологический, противотуберкулёзный, онкологический, кожно-венерологический, психоневрологический, наркологический, противозобный, эндокринологический, врачебно-физкультурный.
Целями и задачами диспансера выступают следующие:
Активное раннее выявление больных соответствующего профиля.
Наблюдение за выявленными больными (патронаж).
Специализированная врачебная помощь.
Реабилитация больных.
Профилактика заболевания.
Изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания.
Санитарно-просветительная работа.
Больница – лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированное обслуживание населения на основе достижений медицинской науки и техники в стационарных условиях.
Историческая справка
На Руси богадельни, призванные оказывать благотворительную лечебную помощь, открывались при монастырях, там же создавались «больничные палаты» - больницей стали называть место, где боль укладывает человека ниц.
Городская больница может быть:
- многопрофильной – для лечения больных с различными заболеваниями;
- специализированной – для лечения определённой категории больных (туберкулёзных, инфекционных, психических и др.).
Областная или республиканская больница обеспечивает сельских жителей высококвалифицированной специализированной, консультативной, поликлинической и стационарной медицинской помощью.
Клиника – больничное учреждение, где не только осуществляется стационарное лечение больных, но и проводится научно-исследовательская работа, происходит обучение студентов, врачей, среднего медицинского персонала.
Госпиталь – больница для лечения военнослужащих и инвалидов войны.
Санаторий (лат. sanatum – лечить, исцелять) – стационарное учреждение, где проводят долечивание больных. Обычно санаторий располагается в местности (курорте) с благоприятным климатом, а также там, где есть минеральные воды и лечебные грязи.
В настоящее время созданы также специализированные консультативно-диагностические центры на базе крупных многопрофильных больниц, клиник, медицинских академий, медицинских университетов и научно-исследовательских институтов, в которых проводятся высококвалифицированное амбулаторное обследование и стационарное лечение больных.