Структура методической разработки.
Тема: История сестринского дела.
1. Цели занятия:
- : познакомить с историей и задачами международного сотрудничества в области сестринского дела;
- с заслугами Флоренс Найтингейл в сестринском деле;
- с историей создания и задачами сестринских общин в России;
-с историей создания и задачами организаций Красного креста и Красного Полумесяца;
- с примерами самоотверженности и героизма русских сестёр милосердия;
- с уровнями подготовки медицинских сестёр в России;
- с сестринскими периодическими изданиями;
- с ролью и задачами Ассоциации российских медицинских сестёр;
- с дальнейшими перспективами развития сестринского дела в России.
- развитие чувства долга, ответственности перед обществом.
- формирование ответственности, любви, гордости за свою профессию, уважение прав и достоинств человека.
2. Студент должен знать:
- историческое наследие и культурные традиции;
3. Тип занятия – теоретическое
4. Время – 90 минут
5. Место проведения занятия – учебный кабинет
6. Методы обучения:
- словесный (лекция, беседа);
- информационно-развивающий;
- проблемно-поисковый;
- наглядный;
7. Междисциплинарные связи
Обеспечивающие: История
Тема: «Развитие медицины в античное культурное наследие древних цивилизаций»
Тема: «Век просвещения медицины и ее достижения»
Тема: «Роль медицины в Российском обществе»
Тема: «Медицинские учреждения в 19 веке»
Тема: «СССР и медицина в годы Великой отечественной войны»
Обеспечиваемые:
ПМ 02. «Профилактическая деятельность»
8. Внутридисциплинарные связи:
Тема: Философия сестринского дела
9. Средства обучения:
Учебное пособие, конспект, методическая разработка для преподавателя, тестовые задания.
10. Библиографический список для преподавателя:
1. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /
под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. стр. 14-24
2. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела»
практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 14 – 20.
3. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и
практика в 2 частях, Часть 1, г. Ростов - на- Дону, 2008г. Стр. 7 – 40,
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под общей редакцией
А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.42-65.
11. Библиографический список для студентов:
1. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела»
практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 14 – 20.
2. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова «Основы сестринского дела» теория и
практика в 2 частях, Часть 1, г. Ростов - на- Дону, 2008г. Стр. 7 – 40.
3. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /
под редакцией С.И. Двойникова. – М.; «Академия», 2007. стр. 14 –24.
4. Учебное пособие по основам сестринского дела / под общей редакцией
А.И. Шпирна – М.; ВУНМЦ, 2003г., стр.42 - 65
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Содержание занятия |
Время |
Методические указания |
1. |
Организационный момент |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью проверки готовности аудитории и студентов к занятию(наличие формы одежды), выявить отсутствующих. Преподаватель называет тему и цели занятия |
2. |
Мотивация учебной деятельности
|
10 мин |
Этот этап проводится с целью активизации познавательной деятельности студентов. Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности студентов (Приложение № 1) |
3. |
Формирование новых знаний по теме: «История сестринского дела» 1.Краткая история медицины. 2.Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле. 3.История сестринского дела в России. 4.Преобразования Петра I. 5.История создания и задачи сестринских общин в России. 6.Первые сестры милосердия. 7.Создание и развитие организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. 8.Уровни подготовки медицинских сестёр в России. 9.Сестринские периодические издания. 10.Роль и задачи Ассоциации российских медицинских сестер. 11.Дальнейшие перспективы развития сестринского дела в России. |
40 мин. |
Преподаватель акцентирует внимание студентов на том, что история медицины уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой. В ХI веке в Западной Европе (Германия) создаются общины женщин по уходу за больными. С XII века появляются духовные попечительства о больных. В XIII веке – графиня Елизавета Тюрингенская построила госпиталь, организовала приют для сирот. Флоренс Найтийгл организовала помощь раненым во время Крымской компании ( 1854-1856 гг.) Фроленс утверждала, что сестринское дело – это не только уход за больными, но и оказание помощи людям в налаживании нормального образа жизни. В 1715 году вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Сестринское дело начало развиваться в России с 1803 года, когда появились сердобольные вдовы – предшественники сестер милосердия. Первая община сестер милосердия в России – Свято-Троицкая – была создана в Санкт-Петербурге в 1844году. В 1863 году- подписан приказ о службе женщин в госпиталях. В 1867 году в России создано «Российское общество попечения больных и раненых», 1876 году оно переименовано в «Российское общество «Красного Креста» и вошло в состав международного Красного Креста». 1925 год – многопрофильность средних учебных заведений: фельдшерско-акушерские школы школы по подготовке медсестер. В 1953 году – многопрофильность средних учебных заведений устранена – школы стали называться медицинскими училищами. В 992 г. – создана Ассоциация медицинских сестер – первая ассоциация в России. В 1993 г. в г.Голицыно был проведен Международный семинар по реформе сестринского образования и сестринской практики «Новые сестры для новой России». (Приложение № 2) |
4. |
Закрепление нового материала1.Осмысление и систематизация полученных знаний |
25 мин |
Закрепление материала осуществляется с помощью повторения. (Приложение № 3) |
5. |
Подведение итогов |
5 мин. |
Этот этап проводится с целью анализа работы студентов на занятии. Преподаватель оценивает работу студентов, комментируя результаты. Подводится итог всего занятия: достигнуты ли поставленные цели занятия. |
6. |
Задание на дом
|
5 мин. |
Этот этап проводится с целью совершенствования знаний студентов. Преподаватель дает домашнее задание согласно рабочей программы ПМ 04 Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова «Основы сестринского дела» практикум, г. Ростов-на-Дону, 2013г. Стр. 1 – 20. Подготовить реферативные сообщения по теме «История сестринского дела»: -«История возникновения международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца»; - «История возникновения ВОЗ»; - «Общины сестер милосердия»; - «Наследие Флоренс Найтингейл»; - Первые сестры милосердия. |
Приложение № 1
Мотивация учебной деятельности
Память – это история
Ф.Бэкон
История нужна для воспоминания и осмысления происходящего сегодня, чтобы извлечь уроки и избежать ошибок предшественников.
История медицины уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой в древней Греции, и несомненно, связана с медициной древних культур Востока – египетской, вавилонской, индийской.
«Золотой век» Греции оставил имена великих врачевателей:
Асклепий (VI-V век до н.э.) – почитался богом врачебного искусства и вошел в историю под именем Эскулап. Асклепия изображали в виде старца, опирающего на посох, обвитый змеей. Змею считали символом мудрости, здоровья, бессмертия, поэтому эмблема медицины – змея обвивающая чашу. В искусстве врачевания Асклепию помогали дочери – Панакея (покровительница растительного врачевания) и Гигея (ее имя вошло в историю разделом медицины - гигиена).
Гиппократ (около 460-370 гг. до н.э.) знаменитый врач древности. Это был врач-философ, сочетавший в себе огромный врачебный опыт с большим пониманием людей и окружающей природы.
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну – секреты этого искусства сохранялись внутри рода и семьи.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или же странствовали из одного города в другой, за больными людьми ухаживали близкие и родственники. В основе медицины лежало врачевание, но не было людей профессионально занимающихся уходом, хотя уже были акушерки – рожавшие женщины.
История женского служения больным и раненым восходит к истокам христианства.
Приложение № 2
История развития сестринского дела
Быть милосердным –
значит делать все, что в наших силах.
Джон Донн
Вопросы учебной темы:
1. Начало становления сестринского дела
2. Развитие службы профессиональных медсестер
3. Развитие сестринского дела в России
4. Развитие сестринского дела на современном этапе
Начало становления сестринского дела
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было.
К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными, многие из них принадлежали к княжескому роду.
Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.
В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных проказой.
Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы в 1348г.
В ведении сестер-«госпитальерок» находились крупные госпитали — Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению.
Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра».
Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.Развитие службы профессиональных медсестер
Cлужба профессиональных медсестер была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым.
Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 во Флоренции. В 1849 посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и возвратилась в Англию с твёрдым намерением стать сестрой милосердия. В 1853 стала управляющей небольшой частной больницей в Лондоне.
Во время войны Найтингейл удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 была организована первая в мире школа сестёр милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне .Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах.
Флоренс последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %.
Найтингейл добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней.
В 1912году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного Креста Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире.
Развитие сестринского дела в России
Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаженных (1551 год). Первая больница в которой лечили врачи, а обслуживали монахи была построена в 1618 году при Троицком монастыре (Сергиев посад).
В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.
В обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми. В 1716 году в "Уставе воинском" законодательно регламентируется организация медицинской помощи раненым и участие женщины в уходе за ними.
Попытки создать женскую службу в госпиталях носили временный характер и не получили устойчивого развития. После смерти Петра понятие «женская служба в госпиталях » была почти забыта.
К середине 18 века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах. В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов «Вдовий дом», чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными.
Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 г., а затем был упразднен.
Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые в России начали создаваться с 1854 г. За период своей деятельности сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными
В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.
С 1845 по 1856 годы общину посещал Н.И.Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. Работая в общине он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».
В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Пирогов предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестёр-хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повышало качество труда сестёр и их ответственность.
Именно в это время появляется Крестовоздвиженская община сестер милосердия – предшественница Русского общества Красного Креста.
Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.
Опыт работы сестер милосердия в период Крымской войны показал следующее: сестры должны уметь создать условия для выздоровления и предотвращения болезней, "оказывать услуги для выздоровления"; знать признаки "перемен болезни", уметь оценивать их и при внезапных "переменах" оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать: уметь вести документацию, в которой фиксируются "перемены" в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними.
Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них —Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России
В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр.
Но прежде, чем сестры Крестовоздвиженской общины прибыли в Крым, там уже действовал отряд женщин, которых вполне можно назвать «сестрами милосердия», хотя специального медицинского образования они не имели и никто не благословлял их на этот подвиг. Теперь неизвестно даже, сколько точно их было и неизвестны их имена. Только одно имя: девушки, которая их всех собрала и организовала… Да и то не имя, а прозвище — Даша Севастопольская. На самом деле ее звали Даша Михайлова.
С 1867 года сестринское обучение стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия.
Сестры изучали следующие дисциплины: анатомия и физиология, гигиена, общая и частная патология, сведения об эпидемиологии, фармация и рецептура, кожные и венерические болезни, общая хирургия, десмургия и учение об асептике, женские болезни, детские болезни, глазные болезни, нервные и психические заболевания, массаж.
Первая мировая война
Во время Первой Мировой войны 1914-1918 г., подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Александры Федоровны. Она вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. В качестве сестер милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете.
Младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна представляла собой редкое явление. Одетая как простая сестра милосердия, она занимала с другой сестрой скромную комнату, начинала работать в 7 часов утра и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Даже раненые с трудом верили, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была дочерью Александра III.
Великая Отечественная война
В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием.
Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, чем врачи, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза, было больше медицинских сестер, чем врачей.
Многие санитары и санитарные инструктора были удостоены высшей солдатской награды - ордена Славы. Орденами Славы всех трех степеней были награждены 18 медицинских работников
Развитие сестринского дела на современном этапе
В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны.
В 1965 году были созданы курсы повышения квалификации медицинских сестер. В том же году приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры.
Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992 г. Ассоциации медицинских сестер России.
В настоящее время сестринское образование шагнуло на новую ступень развития. Введены новые уровни сестринского образования. С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах.
В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер.
5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации
В Настоящее время Сестринское дело и Сестринское образование шагнуло на новый уровень развития. С 2011года в средних профессиональных учреждениях вводится новый образовательный стандарт. Проводятся различные конкурсы, конференции, семинары для медицинских сестер.
В октябре 2009 года прошел III съезд средних медицинских работников, на котором приняли Программу «Развитие сестринского дела» на ближайшее десятилетие
В марте 2010 года в Нижнем Новгороде состоялась III межрегиональная научно-практическая конференция для средних медицинских работников.
В конце марта 2012 года в Санкт-Петербурге завершился международный конгресс «Сестринское дело в России: образование, практика, наука». Приняли участие более 450 человек-представители практической медицины и образовательных учреждений.
Заключение:
Главное назначение сестринского дела заключается в оказании помощи пациенту. Дело выхаживания больных и страждущих, пройдя через разные этапы развития подвижничества, стало профессией.
Приложение № 3
Задания для самоконтроля знаний
Контрольные вопросы по теме
1.Организация системы ухода за больными в России в начале XIX века.
2.Заслуги Флоренс Найтингкйл в сестринском деле.
3.Организация общин сестер милосердия в России.
4.Концепция развития здравоохранения и медицинской науки.
5. Современная система сестринского образования.
6. Задачи Межрегиональной Ассоциации медицинских сестре России
Тестовые задания:
1. Первая община сестер милосердия в России
а)Геориевская
б)Крестовоздвиженская
в)Покровская
г)Свято-Троицкая
2. В период Крымской войны компания была создана община сестер милосердия
а)Свято-Троицкая
б)Крестовоздвиженская
в)Покровская
г)Георгиевская
3. Сестра милосердия – русская княгиня Крымской войны
а)Е.Бакунина
б)Ю.Вревская
в)Д.Севастопольская
г)С.Лебедева
4. Врач, руководивший деятельностью сестер в период Крымской компании
а)С.Боткин
б)Н.Склифосовский
в)А.Доброславин
г)Н.Пирогов
5. Героиня Крымской войны – англичанка
а)Ф.Найтингейл
б)Л.Мариллак
в)В.Хендерсон
г)Д.Орем
6. Гипургия – уход за
а)пожилым человеком
б)новорожденным
в)больным
г)раненым
7. Термины «сестра милосердия», «старшая сестра» впервые предложил
а)В.Поль
б)Х.Оппель
в)А.Дюнан
г)В.Грубер
8. Начало организованной женской помощи в России связано с преобразованиями Петра I, когда вышел указ о службе женщин в
а)общинах сестер милосердия
б)приют для «бедных вдов»
в)воспитательных домах
г)госпиталях
9. Автор первого руководства по уходу за больными на русском языке
а)В.Поль
б)Х.Оппель
в)А.Дюнан
г)В.Грубер
10. Приоритет в создании Общества Красного Креста принадлежит
а)Д.Орем
б)Л.Мариллак
в)В.Хендерсон
г)Ф.Найтигейл
Эталон ответов
1. г
2. б
3. а
4. г
5. а
6. в
7. а
8. в
9. б
10. г
Дополните правильный ответ:
1. Первая община сестер милосердия была создана в ______________(страна).
2. Первую общину сестер милосердия организовал священник _____________________________.
3. Новый и качественный уход за больными и ранеными стал применяться при оказании медицинской помощи раненым в период ___________________________войны.
4. Имя великой англичанки, являющейся символом милосердия во всем мире _____________________________________________________.
5. Указ Петра I о службе женщин при воспитательных домах вышел в ________году.
6. В 40-50 –х годах XIX века в России создаются общины _________________________________________________________.
7. Свято-Троицкая община была организована в городе _________________________________________________________.
8. Годы жизни Ф.Найтингейл 18___ ---19____.
9. «Три столпа», на которые опирался в своей деятельности в годы Крымской войны выдающийся хирург Н.И.Пирогов, - это Екатерина __________________, Екатерина__________________,Елизавета_____________________.
10. Сестер милосердия в России стали называть медицинскими сестрами с 19___года
Эталон ответов
1. Франции
2. Викентий Поль
3. Крымской
4. Флоренс Найтингйл
5. 1715 г.
6. Сестер милосердия
7. Санкт-Петерберге
8. 1820-1910 гг.
9. Бакунина, Хитрово, Карцева
10. 1926 г.