Пятница, 26.04.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Учаба. Устройство лечебных отделений.

Чем же занимается санитарка в больнице?

Начать стоит с того, что должностная инструкция младшего медицинского персонала уникальна в каждом медицинском учреждении и полностью зависит от его специфики и профиля. Обычно санитарка следит за порядком в больнице и осуществляет простой уход за больными, находящимися на стационарном лечении. У этой профессии много общего с младшей медсестрой и уборщицей.

Чаще всего первым пунктом в этом списке является обеспечение чистоты в кабинетах, палатах, коридорах и прочих помещениях больницы.

Любая санитарка обязанности имеет и по хозяйственной части. Сотрудник, занимающий данную должность, должен своевременно сообщать сестре-хозяйке об обнаружении любых неисправностей в системах водоснабжения и канализации, а также случаях поломок электроприборов и прочего оборудования. В стационарах санитарки выполняют смену постельного белья и при необходимости полностью или частично обеспечивают уход за больными.

Обязанности санитара/санитарки.

Круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие.

1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.

2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяжелобольных - подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры.

5. Транспортировка больных.

Должностные обязанности:

  • Производит уборку помещений в соответствии с санитарным режимом учреждения;
  • Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке в отделение;
  • Получает у сестры - хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря и моющих средств;
  • Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи;
  • По указанию палатной медицинской сестры сопровождает больных в лечебно - диагностические кабинеты;
  • Сообщает сестре - хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах.

Должна знать:

  • правила санитарии и гигиены, техники безопасности и охраны труда;
  • назначение моющих средств и правила обращения с ними.

 

В целом обязанности младшего медицинского персонала сводятся к нескольким задачам:

● Регулярная влажная уборка помещений;

● Оказание помощи медицинским сестрам по уходу за больными – смена белья, кормление и уход за тяжелобольными, санитарно-гигиеническая обработка больных, медицинских инструментов, посуды и средств ухода за пациентами;

● сопровождение и транспортировка больных на диагностические и лечебные процедуры.

Все эти работы не только довольно тяжелые, но и очень ответственные. Влажная уборка в медицинских учреждениях не сводится к обычной работе уборщицы, так как включает в себя обязательную дезинфекцию помещения. Для обеспечения должного уровня чистоты недостаточно пару раз провести по полу рваной тряпкой, замоченной в черной воде. Эта рутинная работа – не дань традиции, а чрезвычайно важная мера, в некоторых случаях способная спасти пациенту жизнь.

Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала.

Устройство лечебных отделений больницы. Оборудование палат, изоляторов и подсобных помещений.

Каждое стационарное отделение должно иметь следующие помещения: палаты (примерно на 60-100 коек), холлы для дневного пребывания больных (с этой целью также используют коридор), столовую и буфетную, санитарный узел, манипуляционную (процедурную комнату), комнаты для врачей и заведующего отделением, бельевую и комнату для старшей медицинской сестры. В хирургическом отделении имеется ещё операционный блок, перевязочная, комната для хранения инструментов и гипсовая.

В палатах следует поддерживать температуру +20оС, в перевязочных и родовых – 25оС.

Солнечный свет оказывает благотворное влияние на жизнедеятельность человеческого организма и губительно действует на микробы, поэтому палаты, коридоры, комнаты отдыха строятся так, чтобы в них проникало как можно больше солнечного света. Электрическое освещение, применяемое в вечернее и ночное время, не должно быть слишком ярким.

Состав воздуха в помещении, где находятся люди, постоянно изменяется за счёт выделений человеческого тела (углекислоты, водяных паров, а также неприятно пахнущих продуктов разложения пота). Неприятные же запахи угнетают нервную систему. Поэтому воздух в палатах должен каждый час заменяться свежим путём проветривания помещения через окна, форточки и фрамуги. Во время проветривания палат в холодное время года нужно следить за тем, чтобы больные, особенно ослабленные, были хорошо укрыты: недопустимы сквозняки. Кроме этого, в больницах необходимо устраивать искусственную приточно-вытяжную вентиляцию, позволяющую очищать воздух, согревать его или охлаждать.

Вся мебель в медицинских учреждениях должна быть простой и лёгкой, прочной и легко передвигаться, удобной для больного, для мытья и дезинфекции. Поверхность мебели покрывают эмалевой или масляной краской светлых тонов.

Рекомендуется применять масляные краски, легко поддающиеся обработке. В операционных и перевязочных, в помещениях санитарных узлов и пищеблоков масляной краской покрывают стены и потолки. Для облицовки стен этих помещений еще лучше пользоваться кафельными плитками. Необходимо, чтобы стены были гладкими, без лепных украшений, с закругленными при переходе от стен к потолку и от стены к стене, что облегчает полноценную влажную уборку. Полы в медицинских учреждениях должны быть легкомоющимися, непроницаемыми для влаги. В палатах более целесообразно покрывать полы линолеумом, допустимы деревянные, плотно пригнанные и \хорошо покрашенные полы. В помещениях, нуждающихся в частом мытье, полы должны быть кафельными. Такие же полы обязательны в операционных, родовых, кухнях и прачечных.

Кровать больного должна быть металлической, со спинками обтекаемой формы, с упругой сеткой. Для придания больному полусидячего положения применяют подголовники. Тяжелобольных помещают на функциональные кровати. Для детей и беспокойных больных, кровати должны быть с боковыми сетками. Матрацы делают упругими, с ровной поверхностью, без углублений и впадин. Матрац для больных со строгим постельным режимом обшивают клеёнкой. На кровать кладут две подушки. Одеяла могут быть хлопчатобумажными или шерстяными. Края одеяла в пододеяльнике заправляет под матрац. У тяжелобольных под кроватью на скамеечке помещают индивидуальное судно; в стене около больного должен быть штепсель для радионаушника и щиток с кнопками световой сигнализации для вызова, в случае необходимости, медицинской сестры или санитарки.

Прикроватные столики делают из дерева или металла, окрашивают в светлые тона. Они имеют открытую полку и закрывающиеся ящики для личных вещей больного. Для тяжелобольных необходимо иметь надкроватные передвижные столики различной конструкции.

Отделение должно быть обеспечено средствами для перевозки больных: носилкой-каталкой, креслом-каталкой.

Режим – это определенный порядок, установленный в лечебном учреждении, с целью создания наилучших условий для выздоровления больных. Соблюдение режима в равной мере обязательно как для больных, так и для персонала больниц. Персонал активно создаёт и поддерживает режим, а больные подчиняются ему. Режим в лечебных учреждениях складывается из следующих элементов: правил внутреннего распорядка и санитарного содержания лечебных учреждений.

Режим в различных отделениях больницы имеет свои особенности. Как в самой больнице или отделениях, так и в палатах режим также может иметь свои отличительные черты. Отдельным больным, исходя из особенностей их заболевания, назначают индивидуальный режим в отношении движения и питания. Назначенный режим заносят в историю болезни.

В каждом лечебном учреждении свой внутренний распорядок или режим. Внутренний распорядок в лечебных учреждениях включает распорядок для больных и обслуживающего персонала, а также предусматривает правила поведения медицинского персонала при выполнении служебных обязанностей. Распорядок дня предусматривает время подъёма больных, измерения температуры тела, туалета, гигие-нической гимнастики, время для раздачи лекарств и приёма пищи, обхода врачей и выполнения врачебных назначений, время отдыха и отхода ко сну, а также указывается время посещения больных родственниками, близкими друзьями и сослуживцами.

Посетителей следует ознакомить с перечнем продуктов, разрешённых для передачи в соответствии с назначенной диетой больного и максимально допустимой их нормой.

Ежедневный приём пищи в одни и теже часы улучшает аппетит и усвояемость пищи, а определенное время отхода ко сну и пробуждения улучшают сон. Дневной сон способствует восстановлению сил ослабленного болезнью организма. Тяжелобольных будят в исключительных случаях, для приёма лекарства или проведения манипуляций.

Текущую уборку помещения производят утром (после подъёма больных) и вечером перед отходом ко сну. Следует стремиться к такой организации работы в лечебном учреждении, которая обеспечивает максимальный покой больному. Уборка палат и других помещений в лечебных учреждениях должна быть влажной с применением хлорамина.

С целью предупреждения появления насекомых (мухи, тараканы, клопы) и грызунов, территорию лечебных учреждений следует содержать в чистоте. Необходимо следить за тем, чтобы не было щелей ни в полу, ни в стенах, ни в местах отверстий у технических проводов, своевременно удалять все пищевые отбросы, а для уничтожения насекомых и грызунов применять химические средства. Если в одном из помещений лечебного учреждения обнаружены насекомые, следует произвести тотальную дезинфекцию всех помещений. Только такая обработка будет надежной на несколько месяцев.

Все перечисленные правила санитарного содержания лечебных учреждений направлены на предупреждение появления и распространения инфекционных заболеваний. С целью предупреждения распространения капельных инфекций, рекомендуется использовать облучение помещений ультрафиолетовыми лучами (по нескольку раз в сутки палаты облучают кварцевой лампой).

Основные требования к безопасности жизнедеятельности медицинского и обслуживающего персонала:

Медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.

Стирка одежды должна осуществляться централизовано и раздельно от белья больных.

Смена одежды в учреждениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля - 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала операционных, родильных блоков, реанимационных, перевязочных, процедурных и отделений новорожденных должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции.

Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами лечебного или родовспомогательного учреждения не допускается. (СанПиН 2.1.3.1375-03).

Медицинские сестры, акушерки обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного (роженицы, родильницы) или выполнением процедур, а также после выполнения "грязных процедур" (уборки помещений, смены белья больным, посещения туалета и т.д.).

В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:

- использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции или процедуры погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;

- Медицинским работникам в целях личной безопасности необходимо содержать кожу и ее придатки в чистоте и целостности. Для этого надо регулярно мыться и ухаживать за ногтями, менять белье и одежду, пользоваться косметическими защитными и дезинфицирующими средствами, избегать контактов с потенциально загрязненными предметами, защищать (ограждать) кожу и волосы рабочей (санитарной, специальной) одеждой и индивидуальными средствами защиты кожи.

- при загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями тщательно протирать их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего мыть проточной водой с мылом. Перчатки обрабатывать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем мыть проточной водой, снимать их и руки мыть и обрабатывать кожным антисептиком;

- при попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки немедленно рот и горло прополоскать 70% спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого калия; при попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10000;

- при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять печатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода;

- при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеивать поврежденные места лейкопластырем;

Значение ухода за больным

Значение ухода за больным трудно переоценить. Точное выполнение предписаний врача, проведение всех мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению сил больного, облегчению его страданий, тщательное наблюдение за функциями всех органов, предупреждение возможных осложнений, чуткое отношение к больному - всё это входит в

Уход за больным влияет на эффективность лечения и является его неотъемлемой частью, влияющая на течение заболевания и выздоровление пациента. Качество ухода за больным находится в неразрывной связи с результатами лечения заболевания, его прогнозом. Так, при успешном ведении больного с инфарктом миокарда можно «потерять» пациента из-за недобросовестного выполнения необходимых мероприятий по уходу: например, отсутствие постоянного наблюдения может привести к нарушению пациентом строгого постельного режима в первые дни инфаркта миокарда и развитию осложнений.

Важным компонентом ухода за больными является создание максимального физического и психического покоя ( тишина в помещении, спокойное, ровное, доброжелательное отношение к пациентам, устранение всех неблагоприятных факторов, которые могут травмировать психику больного) – это некоторые принципы ЛОР, от которого зависит эффективность лечения больного.

Существует два основных направления по осуществлению ухода за больными - общий уход и специальный уход.

Общий уход - осуществление общих мероприятий по уходу независимо от характера заболевания (общий осмотр, измерение температуры тела, смена белья и пр.).

Специальный уход - осуществление специфических мероприятий по уходу в зависимости от диагноза заболевания (например, подготовка больного к холецистографии, катетеризация мочевого пузыря).

Основные требования к условиям труда и быта медицинского персонала:

Свои обязанности нужно выполнять безопасными методами. В медицинских учреждения организация охраны труда осуществляется по нескольким вариантам. На первом этапе проводится составление списков лиц, для которых обязателен вводный инструктаж. Санитарки обязательно должны быть в нем. Человек должен ориентироваться в том, где ему предстоит трудиться.

- обучение электробезопасности

- правилам использования индивидуальных средств защиты

- правила безопасного выполнения своих трудовых обязанностей, которые предусмотрены в должностных обязанностях.

1. Требования к поведению медицинского персонала.

1.1. Знать и строго выполнять правила техники безопасности при работе с технологическим оборудованием и лекарственными средствами.

1.2. При обслуживании пациентов проявлять постоянную бдительность в отношении радиационной, химической и биологической опасности. Помнить о возможности психических нарушений и уметь общаться с пациентами и сотрудниками.

2. Воздействие на человека вредных и опасных факторов должно быть полностью исключено.

2.1. Устройство и оборудование производственных помещений и рабочих мест медицинского и обслуживающего персонала должно соответствовать санитарным правилам и обеспечивать нормативные (безопасные) параметры факторов госпитальной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический состав, биологическое загрязнение, шум, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.п.).

2.2. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможностью его обработки (например, не допускается применение наркозных и других аппаратов без оборудования по удалению и поглощению средств для ингаляционного наркоза и их паров в выдыхаемом воздухе, а также с нарушениями герметичности систем подачи газов. В процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделениях для выполнения манипуляций, связанных с применением высокоактивных медикаментов, должны быть оборудованы вытяжные шкафы с раковиной и смывом в канализацию).

2.3. Правильное устройство рабочих мест и рациональное использование мебели и оборудования необходимы при вынужденном положении тела во время работы с повышенным напряжением органов зрения, локальными мышечными нагрузками.

2.4. Должны быть оборудованные помещения для внутрисменного отдыха персонала и проведения физкультурных пауз продолжительностью 15 мин через каждые 3 ч работы.

2.5. В каждом структурном подразделении должен иметься необходимый состав санитарно-бытовых помещений для медицинского и обслуживающего персонала: комната персонала, гардеробная, душевые комнаты и туалеты, оснащенные для женщин специальным оборудованием. Комната для персонала должна быть площадью не менее 12 кв. м, оборудована холодильником, электроводонагревательным устройством, средством для разогрева пищи и раковиной.

2.6. Гардеробная должна быть оборудована двустворчатыми запирающимися вентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов.

2.7. В комнате личной гигиены женщин должна быть процедурная кабина, оборудованная гигиеническим душем с гибким шлангом и смесителем горячей и холодной воды, а также крючками-вешалками для белья и одежды.

2.8. Для обеспечения персонала горячим питанием должны быть предусмотрены столовая или буфет из расчета 10-12 мест на 100 работающих.

Чрезвычайная ситуация в медицинской организации

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, восстановлена их жизнедеятельность и начинается период восстановительных работ.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа- внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

техногенные (производственные): радиационные, химические, биологические аварии; взрывы на объектах; обрушение сооружений; аварии энергосистем, и на очистных сооружениях; гидродинамические, аварии транспортных средств и др.;

природные (стихийные бедствия): землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, пожары, морозы, засухи, извержения вулканов, оползни, селевые потоки, пищевые отравления населения );

экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере): резкое изменение климата, интенсивная деградация почв, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды и пр.;

социальные, которые, в свою очередь, подразделяются на:

- общественные (войны, массовые драки, столкновения, погромы;

- личностные (вредные и опасные привычки, алкоголизм, наркомания, азартные игры);

- криминальные (преступность, мошенничество, терроризм, похищение людей);

- инфекционные заболевания населения (туберкулёз, СПИД).

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших при этом людей (погибших или получивших ущерб здоровью), от нанесенного материального ущерба и с учетом зон распространения ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера")

Действия в случае возникновения пожара

Руководитель учреждения, а также медицинский и обслуживающий персонал в случае возникновения пожара или его признаков (дыма, запаха горения или тления различных материалов и т. п.) должны:

- немедленно сообщить об этом (дежурному врачу) в пожарную охрану, четко назвав адрес учреждения, по возможности, место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (в первую очередь, имеется в виду, какая угроза создается людям), а также сообщить свою должность, фамилию, номер телефона;

- сообщить о пожаре дежурному по учреждению или руководителю (в рабочее время);

- принять немедленные меры по организации эвакуации людей, которую следует начинать из помещения, где возник пожар, а также из ближайших помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения;

- одновременно с эвакуацией приступить к тушению пожара своими силами с помощью имеющихся средств пожаротушения;

- на случай отключения электроэнергии требуется иметь электрические фонари в количестве, необходимом для дежурного персонала.

При возникновении пожара обслуживающий персонал или дежурный обязаны сообщить руководителю тушения пожара о наличии и местах хранения ядовитых и взрывчатых веществ и установок, не подлежащих отключению по специальным требованиям, для чего необходимо иметь списки с указанием количества таких веществ и установок для каждого помещения.

Внимание!

До начала тушения пожара нельзя открывать окна и двери, а также разбивать стекла. Покидая помещение или здание, необходимо закрыть за собой все двери и окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня. В зданиях, оборудованных системами противодымной защиты, при появлении признаков пожара или загорания необходимо привести в действие вентиляторы, обеспечивающие удаление дыма и подпор воздуха.

При пожаре: немедленно отключить электро- и газоснабжение; пассажирские и грузовые лифты опустить на отметку пола нижней остановки и отключить.

 

RSS

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz