Пятница, 29.11.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Обучение в сестринском деле.

 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

 

1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить 

здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2. Максимальная адаптация к болезни. 

 ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.

СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медсестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента и его близких.

      Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ:

- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации

второстепенной, не имеющей значения;

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как

вербально, так и невербально;

- ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умственной и

мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен

изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет

необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм.

    Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

 К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

- словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

- наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.)

- практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.)

       Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.

 ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1. Восприятие (наблюдение).

2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

     ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ ИНЕФОРМАЛЬНЫМ.

     Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает навыкам, приемам выполнения (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

     К неформальной , когда медсестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ.

    В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и др.

     Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

                                                      МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

Мотивы делятся на три группы:

1. социальные (пациент и общество)

2. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3. мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему) у каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех

разные. Например:

- жизнь;

- здоровье;

- общество;

- дети;

- работа, карьера и т.д.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МАТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.

Медсестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выяснять мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

  Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1. Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2. Разнообразием формы обучения:

- лекция

- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

- проблемный метод

- беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть

ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫМ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДСЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

- отзывчивость, сердечность;

- способность понять проблемы пациента;

- высокий профессионализм, грамотная речь;

- умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

- мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

     Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного

процесса.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой

зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для

определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.

ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или

скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

- педагогический такт

- внутренняя культура

- интеллектуальный уровень

- самостоятельность в действия

- наблюдательность

- общительность

- настойчивость

- самообладание

- высокая профессиональная подготовка

- целеустремленность

- трудолюбие

- доброта

- отзывчивость

- чувство юмора

    Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у

пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело

доверить свое здоровье и жизнь.

    Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных

знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов

усвоить  нужную информацию.

    Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

- состояния здоровья

- состояния сознания

- умственных способностей

- возраста пациента.


 

RSS

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz