Выписывание лекарственных средств в лечебном отделении
Основной документ медикаментозной терапии пациентов для медсестры – лист врачебных назначений.
Лист врачебных назначений заполняет лечащий врач пациента после ежедневного обхода.
1. Постовая медсестра ежедневно делает выборку препаратов из листа назначений, составляет список недостающих медикаментов на посту и подает заявку старшей медсестре.
2. Старшая медсестра суммирует полученные сведения, заполняет требование на получение лекарственных средств из аптеки и подписывает его у заведующего лечебным отделением.
3. Требования на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт выписывают на латинском языке, на отдельных бланках со штампом, печатью и подписью руководителя лечебного отделения или его заместителя по лечебной работе. В требованиях на ядовитые, наркотические, остродефицитные и дорогостоящие препараты указывают номер медицинской карты, ФИО пациента, диагноз.
4. Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке - на следующий день. При получении проверяет соответствие препаратов заявке: наименование этикеток, обозначение концентрации, дозировку; срок изготовления, герметичность упаковки, подпись ответственных лиц за изготовление.
Препараты, изготовленные в аптеке, имеют этикетку:
желтую - для наружного применения;
белую - для внутреннего применения;
голубую - для парентерального применения.
В отделении старшая медсестра выдает лекарственные препараты на три дня постовым и процедурным сестрам согласно врачебным назначениям.
Медсестра не имеет права:
1) Заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;
2) Переливать и перекладывать лекарства из одной упаковки в другую;
3) Соединять в одну одинаковые лекарственные средства из разных упаковок;
4) Хранить лекарственные вещества без этикеток;
5) Менять форму и упаковку препаратов;
6) Выдавать пациентам деформированные лекарственные формы (таблетки, капсулы, свечи).
Хранение лекарственных средств в отделении
Медикаментозное лечение - основа терапевтического воздействия на организм больного человека. Зависимое сестринское вмешательство - раздача лекарственных препаратов по листам врачебных назначений. Постовая и процедурная медсестры несут ответственность за хранение медикаментов на своих рабочих местах. Старшая сестра осуществляет контроль и руководство за использованием и обеспечением сохранности лекарств в лечебном отделении.
1. Размещение медикаментов соответственно токсикологическим группам:
· список А - ядовитые (атропин, препараты мышьяка, стрихнина, ртути, серебра) и наркотические (морфин, омнопон, фентанил, промедол);
· список Б - си.льнодействующие (ампициллин, ампиокс, клофелин, барбитал);
· общий список (ацетилсалициловая кислота, аспаркам, апилак, фарингопилс).
2. Хранение препаратов наружного и внутреннего применения на разных полках на посту медсестры в шкафу, запирающемся на ключ.
3. Размещение медикаментов парентерального применения в стеклянных шкафах процедурного кабинета. Распределение лекарств по группам соответствует механизму действия.
4. Хранение препаратов списка А и Б осуществляют в сейфе.
5. Учитывают физико-химические свойства препаратов и сроки хранения:
· средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах: настойки валерианы, валосердина, пустырника хранят в шкафу при комнатной температуре;
· скоропортящиеся препараты хранят в холодильнике: вакцины, сыворотки, отвары, настои, микстуры, суппозитории, мази;
· сильнопахнущие средства хранят отдельно (линимент Вишневского, мазь «Феналгон» , масло камфорное);
· настойки, экстракты хранят во флаконах с притертыми пробками или плотными крышками, предотвращая возможность испарения спирта и усиления концентрации препаратов.
6. Признаки непригодности лекарств:
· порошки, таблетки - изменение цвета, структуры;
· стерильные растворы - изменение цвета, прозрачности, появление хлопьев;
· настои, отвары - изменение цвета, помутнение, появление неприятного запаха;
· мази - изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах.
7. Сроки хранения:
· стерильные растворы, изготовленные в аптеке, - 3 суток, под металлической облаткой - 30 суток;
· растворы для инъекций и глазных капель, изготовленные в аптеке, - не более двух суток.
8. Ответственность за расход и хранение медикаментов, а также за порядок на местах хранения, соблюдения правил выдачи и назначения лекарств несет заведующий лечебным отделением. Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода является старшая медсестра.
Правила хранения и учета наркотических
и сильнодействующих лекарственных средств
Хранение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств осуществляют в сейфе.
Условия хранения в сейфе:
1. На внутренней поверхности дверцы размещают перечень препаратов с указанием высших разовых и суточных доз, а также противоядия - при отравлениях.
2. Книга учета наркотических средств: все листы, прошнурованы, пронумерованы, скреплены бумажным листом на последней странице с указанием количества страниц, подписью руководителя ЛПУ или его заместителей и печатью ЛПУ. Для каждого препарата выделяют отдельные листы, где указывают наименование лекарства, его количество, дату применения, ФИО пациента, номер истории болезни, количество использованных ампул, их остаток, подпись медсестры.
3. Ключи от сейфа хранят у лиц, ответственных за хранение ядовитых и сильнодействующих средств. На ночь ключи передают дежурному врачу, делая запись в «Тетради передачи ключей от сейфа с наркотическими веществами » и ставя подписи передающего и при ни мающего ключи и запасы наркотических средств.
Наркотические и ядовитые лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в соответствии с приказом МЗ РФ от 12 ноября 1997г. № 330. Препараты вводит медсестра по назначению врача и в его присутствии, а пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасывают, а передают старшей медсестре. Специальная комиссия под председательством главного врача уничтожает использованные ампулы 1 раз в 10 дней с составлением соответствующего акта по установленной форме.
Запасы ядовитых лекарственных средств в отделениях не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.
Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям разрешено создавать в приемных отделениях стационаров 5-дневный резерв наркотических средств. Этим резервом может распоряжаться ответственный дежурный врач во всех подразделениях лечебного учреждения.
Оформление журнала учета
наркотических средств
Последовательность действий:
1. Пронумеровать страницы в журнале.
2. Пронумеровать журнал, концы журнала закрепить на последней странице бумажным листком, на котором:
· указать количество страниц;
· поставить печать ЛПУ и подпись главного врача.
3. Отвести отдельный лист на каждый наркотический анальгетик и указать:
· наименование препарата;
· дату применения;
· откуда получен препарат, № документа (например, аптека № __ , требование №___
· количество;
· Ф.и.о. пациента;
· номер карты стационарного пациента;
· количество использованных ампул;
· остаток;
· подпись медсестры.
4. Хранить журнал в сейфе вместе с неиспользованным препаратом и пустыми ампулами.
5. Фиксировать в специальной тетради передачу ключа от сейфа, где указать:
· название наркотических анальгетиков, количество ампул;
· дату;
· отметку о сдаче ключей;
· поставить подписи сдающей медсестры, принимающей медсестры, врача.